о неудачах и мировоззрении

одной из значимых вещей, которые недавно узнал, стал "эффект Бенджамина Франклина" (http://youarenotsosmart.ru/2013/04/the-benjamin-franklin-effect/).

там одна важная мысль, что люди обычно хотят видеть свой мир/действия позитивно. и если человек в чем-то терпит неудачу, или его мир негативен, то у него появляется когнитивный диссонанс; и в результате этого он меняет свое вИдение какой-то болезненной ситуации таким образом, чтобы все-таки видеть ее в позитивном для себя свете. даже если приходится изменить мировоззрение на совершенно оторванное от реальности.

и вот вывел одно из следствий этого эффекта: почему, например, успешным людям иногда советуют не окружать себя неудачниками. снобисткая, в общем-то, рекомендация. что они, неудачники, зомбируют кого-то?

это был бы процесс из двух шагов: "я неудачник" - "я влияю на тебя, ты становишься неудачником". как-то малоубедительно. почему человек пострадавщий не может быть при этом все-таки позитивным?

благодаря эффекту Франклина, мне кажется, это процесс из трех (а не двух) шагов:
(1) человек терпит в чем-то неудачу. и чтобы решить создавшийся когнитивный диссонанс, он подстраивает свое мировоззрение (2) так, что его мире теперь: "терпеть такого рода неудачу - правильно и благородно. достигшие же успеха в этом деле - плохи и аморальны. ибо таков мир."

а дальше - (3) он просто делится с тобой своим мировоззрением :)

например, что такое "советский человек"?
в советском союзе много чего было нельзя/неправильно. он из-за этого страдал. и поэтому теперь он говорит вам: вам слишком легко. так нельзя. это плохо. смотрите, как страдал я - вот в этом есть сермяжная правда. так правильно.

вообще, отдельная тема - козыряние своими страданиями. вроде ясно, что глупо, а видишь на каждом шагу. "посмотри, как страдал я". но ведь философии вроде буддизма учат нас тому, что страдают все живые существа. поэтому глупо говорить кому-то "посмотри, как страдал я" - потому что он тоже страдал. по-своему.
и те же философии нас учат тому, как если не избежать, то уменьшить страдания. значит, если "он" не страдал "так", может он просто что-то делал правильно? (или просто ему повезло с кармой?). хотя с кармой никогда не знаешь, кому в конце концов "повезло".

богатство связей

подумалось, что я как-то недооценивал социально значимое/"современно-актуальное" искусство.

мне всегда казалось, что "социально значимое" - это некая дань обществу, а иногда - маска, пользуясь которой можно легко заполучить стипендию/деньги спонсоров/пробить фильтр прессы "на раз".

но можно смотреть на это более общо - как на богатство связей предмета искусства с реальностью зрителя. и соответственно богатство ассоциаций, которые он (предмет) вызывает. подумалось, что есть у меня, например, картины, которые "одноразовый" эксперимент. или то же - фотографии, которые сняты во время какого-то путешествия. красивые картины, но если они никак не связаны с общей темой (моих картин) или фотографии, которые никак не связаны с общей темой (моих фотографий, или вообще соверщенно непохожи на обычно окружающий пейзаж), то со временем они становятся неинтересны (мне самому). т.е., у них очень мало связей даже с моим миром, который у меня в голове. а тут выставка - как найти контакт, связи с миром зрителя? и вот где "современно-значимое" искусство выигрывает.

и наоборот - если работа обладает этим богатством связей, то она становится интересной зрителю и современной. как-то так.

еще пример - выставка Убана, которая сейчас проходит в галерее ММСалонс, и на которой я еще не был. я очень хочу на нее сходить. но в моем мире понятно, почему нужно идти на Убана - потому в моем мозгу это сразу куча связей с работами других пейзажистов; я знаю, что он воспитал целое поколение художников, и т.п. а как обьяснить простому зрителю, почему надо идти на эту выставку, почему это актуально? и вот они эту тему "осовременивают" - фотограф фотографирует места, где Убанс рисовал, которые изображены на его картинах, и т.д. интересно ли это мне? наверное, не очень (по кр. мере, пока не видел), но это создает ассоциации в мозгу зрителя, с миром этого зрителя.

(все эти размышления натолкнуты на выставкой Хенрика Дюнкера, к-рая открылась в галерее Калнциема.)

хотя, наверное, очень простые вещи пишу.

йога

думаю о возобновлении преподавания йоги в новом учебном году. есть ли среди вас такие, кто хочет прийти ко мне на занятия?

о состоянии йоги в Латвии

повсюду открываются новые йога-студии, стильные девушки ведут стильные занятия и семинары, все занимаются йогой.
при этом на семинар (возможно, просветленного) учителя с более чем 30-летним стажем преподавания, посещающего нашу страну раз в год, собираются 10 человек.
говорят, все к лучшему.
я езжу уже 5-й год и в этот раз узнал еще больше нового, чем в предыдущие.

вернулся из Лиепаи

вернулся с Лиепайского пленера "Pilsēta un jūra", где кроме меня было еще 34 художника/цы. написал 8 холстов за 5 дней. получил в целом весьма позитивную оценку окружавших меня известных художников, хотя и мало конкретного фидбека.
интересный опыт - так интенсивно писать картины, как бы жизнью "настоящего художника", когда кроме написания картин делать нечего и работа над картиной является единственным способом придать происходящему немного смысла. жаль, что об этом смысле мало с кем можно поговорить. интересное ощущение после - что умение находится на кончике твоих пальцев, что написать картину так же легко, ка сделать фотографию (или так же сложно...). есть наработанные цветовые гаммы и уже представляешь, что и как ты бы написал. и вот в этот-то момент начинается отбор материала, вопрос что писать, а что нет. начинаешь понимать современное искусство - когда видишь сто пятьдесят очередных кораблей одновременно и то, что "хавает" публика, начинаются неудержимые поиски, как придать всему этому какой-то смысл. видишь как тех, кто старается придать смысл, так и тех, кто в желании придать смысл и невозможности это сделать просто показывает символический фак, а также тех, кто уже давно не старается придать никакого смысла.

Послевкусие

интересно, что перейдя на питье жидкости в основном перед едой, а не после (как оно как бы считается правильней), начинаешь обращать внимание на послевкусие продуктов. и это становится важным. так же важным фактором, как отличать условно хорошие продукты от плохих. начинаешь замечать, как после сьедания многих сладостей послевкусие кислое и неприятное. но не у всех и по разному - например, у Лаймовского щербета вкус "после" заметно хуже, чем у Даугавпилсского.
раньше же казалось, что все обязательно запивать и что студенческая мода "суп и второе", суп вместо чая - очень жмотская экономия на чае. сейчас кажется вполне нормально.

(no subject)

знаете, какая самая главная банная традиция? если вы пригласили людей в гости в баню, дайте им возможность в эту баню сходить. по возможности сразу. а не так, что стол ломится от угощений, вино, водочка, а баня...а как-то так получилось, что в баню никто и не сходил. вы хотите побеседовать? пожалуйста, нет ничего лучше беседы в бане. особенно после купания в пруду.
это как сидение у костра с рассказами о походах и поеданием сосисок вместо похода, на который никто так и не собрался.
мы ходим в баню раза 2 в год, это не является приоритетом, а едим ... 365х3 раз, как минимум = 1095 раз.

(no subject)

Кто-то говорит, что холодно, а мне кажется, мало что есть красивее такой погоды, как сегодня. Спешу к Гарциемской станции и по дороге не могу не достать фотоаппарат, чтобы сфотографировать облака - а вот не опоздать бы уже к поезду. Теперь на цвет я снимаю в основном эскизы к картинам, как бы. И это дает мне моральное оправдание снимать все то, что я раньше посчитал бы ниже уровня искусства - облака и закаты, например .
Сегодня нарисовал две картины, каждая по-своему странная, а вчера...ммм...э... розовый закат :) Много впечатлений, много идей, что нарисовать, но нет такого чувства неизбежности, что именно вот эта из них должна быть нарисована. Чувствую, что уже есть определенная техника, определенная свобода, а со свободой приходят муки выбора )

(no subject)

Фейсбук, конечно, как платформа для рекламы, даст 100 очков вперед Livejournal'у. С другой стороны, Livejournal как платформа для общения даст столько же вперед фейсбуку.
Общение дегенерирует в лайки!